Природный мир

Тема: Деревья и кустарники нашего края

 Задачи: познакомить с названиями некоторых деревьев и кустарников, составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить бережно относиться к растениям.

1.Содержание

1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.

Вот деревья и кусты.

Различить их можешь ты?

Есть у дуба толстый ствол,

Листья, ветки, крона.

В кроне спрятано гнездо,

Там сидит ворона.

У кустов же нет стволов,

Много тонких веток.

Под кустами от волков

Ежик спрятал деток.

Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках, которые растут в наших лесах.

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

2. Ответы на вопросы.

1. Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)

2. Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)

3. Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы — это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)

4. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)

5. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)

6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)

7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)

Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.

3. Игра «Угадай по описанию». Работа по картинам.

Сосна

У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.

— Назовите это дерево!

Ель

Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.

— Какое это дерево?

Сосна и ель — хвойные деревья. Повторите!

Дуб

Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.

— Назовите это дерево!

Береза

У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.

— Какое это дерево?

Клен

Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.

— Что за дерево?

Рябина

Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.

— Этот куст… рябина.

Орешник

Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.

— Назовите его.

4. Физкультминутка

Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

Руки мы в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем – руки мы сложим назад.

5. Игра «Один-много»

Клен – клены, дуб – дубы, сосна – сосны, осина — осины, береза – березы, рябина –рябины, орешник – орешники, ель- ели, корень- корни, ствол- стволы, ветка- ветки, лист – листья, шишка –шишки.

6.Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна — кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).

— Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)

(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)

Деревья приносят большую пользу:

• их свежая зелень украшает города и селения;

• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

• деревья дают древесину;

• они служат топливом;

• из дерева делают мебель, бумагу;

• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;

• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)

-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)

• не вырубать, не ломать деревья;

• не разжигать в лесу костры;

• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;

• поливать плодовые деревья, обкапывать их;

— Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

— Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?

To Top