30.04.2020г. Развитие речи

«Виды транспорта». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема «Виды транспорта»

Цели и задачи:

  • Формировать у детей обобщённое понятие «транспорт»;
  • Развивать умение различать и называть виды транспорта, профессии людей, связанных с транспортом;
  • Активизировать словарь: ангар, затон, депо.
  • Развивать память, внимание, словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать познавательный интерес.

Активизация словаря: Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный.

                                   Ход НОД:

I часть: Воспитатель — В девять ровно по режиму

Есть занятие у нас.

Чем мы будем заниматься,

Кто ответит мне сейчас?

Дети – Занятие по развитию речи. Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть…

Воспитатель – Тогда не будем терять время. Посмотрите, ребята, кто прилетел к нам на шариках?

Дети — (Клоун.)

Воспитатель – Это необычный Клоун, он прилетел на волшебных шарах, на которых прикреплен конверт. Хотите узнать, что в нём?

Дети – Да!

Воспитатель – Дети, в конверте, загадки. Давайте отгадаем их.

  • Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус) .

  • Смело в небе проплывает, обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет. Что такое? (Самолёт) .

  • Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились.

И помчались, в путь далёк, лишь оставили дымок. (Поезд) .

  • Я в любое время года и в любую непогоду,

Очень быстро в час любой, провезу вас под землёй. (Метро) .

Воспитатель – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?

Дети – О транспорте.

II часть: Воспитатель – Правильно, о транспорте. Скажите, а транспорт сам по себе едет или им управляют?

Дети – Транспортом управляет человек.

Воспитатель – Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда подрастёт, выберет, чем ему заняться и на какой профессии остановить свой выбор. Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Послушайте загадку: Все дороги мне знакомы, я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор, знает он, что я — …

Дети – Шофёр.

Воспитатель — Да, это шофёры. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

(Ответы детей) .

Воспитатель — Какие это люди по характеру?

Дети — Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

Воспитатель — Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно! Послушайте стихотворение «Шофёры»:

Шуршат по дорогам весёлые шины.

Спешат по дорогам машины, машины…

А в кузове — важные, срочные грузы:

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шофёров трудна и сложна,

Но как она людям повсюду нужна.

Клоун одобрительно качает головой.

III часть: Воспитатель – Предлагаю поиграть (Д/игра «Все профессии важны»)

(Выставить на наборное полотно картинки по теме «транспорт»)

Я буду задавать вопросы, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? – Автобус водит внимательный шофёр.

— Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик) .

— Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист) .

— Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт) .

— Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый) .

— Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан) .

— Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист) .

— Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик) .

— Назовите одним словом, что это? (Транспорт) .

— Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный) .

Воспитатель показываю детям все просмотренные ранее картинки.

Воспитатель — Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей) .

Воспитатель — Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие — ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете?

Дети — Наземный, подземный, воздушный, водный.

Воспитатель — Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям?

(Ответы детей) .

Воспитатель – Предлагаю ещё поиграть. (Д/игра «Едет, плывёт, летит»)

Вы, дети, выбираете себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками) .

Воспитатель — Молодцы! Клоун доволен вашими знаниями. А вот ещё одна интересная игра «Угадай на слух вид транспорта».

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.

Физкультминутка: «Грузовой поезд»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Воспитатель — Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше, появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами – на дорогах, вокзалах, в портах.

IV часть: Воспитатель — А сейчас я расскажу вам, в какой последовательности появлялись виды транспорта. (Рассказ воспитателя о видах транспорта) .

Сначала человек передвигался самостоятельно, и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.

Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.

Воспитатель – предлагаю поиграть: Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».

Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.

Воспитатель — Очень много лет домашние животные и ветер, верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.

Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.

Чистоговорка «Поезд»

Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща — че, ша, ща.

Воспитатель — Продолжим наш рассказ.

Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.

С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин — поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.

А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка «Светофор»

Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя «Заводим моторы! (Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный, желтый или зелёный.

Воспитатель — Ну что же, мы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения.

To Top