Народные праздники России, знакомство с русским фольклором

Воспитание интереса к традициям и обычаям своего народа-один из основных компонентов в процессе формирования нравственности дошкольников в свете реализации ФГТ к примерной основной Общеобразовательной программе дошкольного образования и основных Положений ФГОС ДО.

В дошкольном возрасте дети начинают приобретать опыт духовно-нравственного поведения. Огромное влияние на формирование любви, отзывчивости, доброты к родным и близким оказывает та среда, в которой развивается и получает воспитание ребёнок.

Педагоги должны обогащать детей цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, способствовать гармоничному развитию личности. Развивать и поддерживать интерес дошкольников к традициям, обычаям, праздникам русской культуры через организацию интегрированной познавательной деятельности (в соответствии с ФГТ), в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвящённые любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице.

Формирование основ нравственности в процессе знакомства с календарно-обрядовыми праздниками осуществляется в системе работы по музыкальному воспитанию детей среднего и старшего дошкольного возраста в светских дошкольных учреждениях.

Праздники православного календаря являются условием приобщения детей к традициям жизни русского народа. Нужно воспитывать у детей уважение к народному искусству, учить детей понимать содержание произведений народного искусства.

Дети 4-7 лет уже способны управлять своим поведением, и формирование у них основных нравственных качеств основывается не только на эмоциях, но и на определённых знаниях, правильных представлениях о добре и зле, справедливости.

Задачей системного духовно-нравственного воспитания является сохранение и развитие творческого индивидуального потенциала ребёнка, воспитание гордости за свою семью, город, страну, интереса к истокам народной православной культуры.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились условия жизни народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. Стараясь подражать чужой «массовой культуре», мы, к сожалению, всё чаще включаем в свою лексику инородные слова, создаём себе кумиров из мультипликационных и художественных фильмов Запада, но имеем очень смутное представление о своей родной культуре. А дети, в свою очередь, подражают нам, взрослым.

Но ведь русский фольклор-песни, былины, сказки, православные праздники: Пасха, Рождество, Крещение, Троица, проводимые с такой широтой, размахом и весельем- это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Литовский поэт Ю. Марцинкявичус написал:

«Вложите, матери, в детей любовь к Отчизне, чтобы в детях

Сердца от чувств высоких этих отважней стали и святей.

Вдохните в них, что небо наше в полночном блеске звёздных вех

Пускай не лучше и не краше, но не такое,как у всех!

И будет детям близок тот, кто с ними чувством слит единым…»

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно, с достоинством и пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, в мире других людей и народов. но это возможно, когда понято и осмысленно прошлое народа. Вот почему так необходимо формировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве, возрождать православные и народные традиции, проследить их взаимосвязь, знакомить с историей православия, рассказывать о знаменательных событиях в истории русской церкви, рассказывать о жизни святых, о ратных подвигах защитников Руси: Александре Невском, Дмитрии Донском, о былинных героях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, о добре и зле, любви к Родине и близким, чтобы воспитать достойного человека и будущего гражданина России.

Нужно понять истину: духовная пища столь же необходима душе ребёнка, как и пища телесная для поддержания физических сил.

«Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо их с детства приучать к доброму»

(святитель Дмитрий Ростовский).

По сути, ничего не надо выдумывать, ничего не надо искать. Нужно только обратиться к традиционной русской культуре, к нашему тысячелетнему историческому прошлому, к духовному наследию русских мыслителей, национальных героев.

Задача педагогов — донести это всё до детей в доступной для них форме, приобщая их к духовному наследию России.

Каждое тематическое мероприятие сопровождается большой предварительной работой с детьми (подготовка декораций к утреннику, создание подарков к празднику для друзей, родителей, самостоятельная творческая деятельность, беседы, занятия, обсуждение), которая направлена на самореализацию каждого ребёнка, формирование чувства значимости, радости от общения с прекрасным, интересным, многогранным миром. Такому эмоциональному детскому восприятию способствует общение педагогов с родителями своих воспитанников, обсуждение значимости проведения работы по формированию нравственности посредством приобщения к православной культуре не только в детском саду, но и дома, чтобы ребёнок чувствовал, что его творческое познание, его интерес к родной культуре поддерживается и укрепляется среди близких ему людей. Чтобы оставить в душе ребёнка яркие впечатления о происходящих событиях, используются разнообразные выразительные средства: художественное слово, фольклорная игра, музыка, песня, театрализация. Непосредственное участие каждого ребёнка в утреннике, празднике, даёт возможность детям соприкоснуться с культурой своего народа через творчество, искусство, открыто проявить собственное эмоциональное переживание радости, удивления, восхищения.

Родители также привлекаются к участию в празднике: могут изготовить элементы костюмов и атрибутов, выучить стихотворения и роли. В группах создаются уголки для родителей, в которых помещают информационные листы о праздниках.

Необходимым условием работы является специально организованная предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательные интересы детей и включающая: различные аудио- и видео материалы, детские народные инструменты, необходимые атрибуты и костюмы к праздникам, оборудованный православный уголок, где расположены иконы, подсвечники, декоративные пасхальные яйца, православные газеты и журналы для детей. Музыка должна быть доступна пониманию детей, отвечать требованиям высокой художественности, воспитывать вкус ребёнка, обогащать разнообразными музыкальными впечатлениями. Для этого использовать классическую, духовную, народную и современную музыку.

В результате этой работы дети получают знания об истории православных праздников, об обычаях и традициях русского народа, приобщаются к основам православной культуры и национальным культурным традициям России, знакомятся с духовной музыкой и устным народным творчеством. У них формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимоуважение, любовь к русским традициям, дружеское отношение друг к другу, товарищество, отзывчивость, сопереживание.

To Top