Ознакомление с окружающим

ТРАНСПОРТ

Цели: расширить и активизировать словарь по теме, обобщить;

учить понимать, дифференцировать предлоги «на», «под», «в»;

Задачи:

1)        коррекционно – образовательные: расширить знания детей о транспорте, изучить понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта, закрепить форму Т.п. существительных, вспомнить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта, практически накопить словарь по данной теме.

2)        коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти.

3)        коррекционно – воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушечные машинки, самолет, кораблик, поезд (или предметные картинки с изображением различного транспорта); разрезная картинка из четырех частей «Машина» — разрезы по диагонали; таз с водой, спички или счетные палочки; альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Разрезная картинка «Машина» из четырех частей (разрезы по диагонали). Это пособие легко изготовить самостоятельно. Наклейте изображение какой-либо машины (найдете в любом журнале) на плотный картон и разрежьте по диагонали. Ребенок собирает картинку и называет изображенный предмет.

2.Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

 

2. Дидактические игры

Отгадай загадки (отгадки см. приложение)

  • Высоко он летит, А в нем летчик сидит. (Самолет.)
  • Едет по дороге, громко гудит:

«Берегись, под колесо не попадись!» (Машина.)

  • Паровоз без колес,

Вот так чудо-паровоз.

Не с ума ли он сошел —

Прямо по морю пошел? (Пароход.)

Взрослый демонстрирует отгадки: игрушки или предметные картинки. Затем ребенок с помощью взрослого подбирает обобщающее слово — транспорт. Отвечает на вопрос: «Какой еще ты знаешь транспорт?» (трамвай, троллейбус, мотоцикл, велосипед и т. д.).

Что по чему передвигается?

Для игры необходимы таз с водой и спички или счетные палочки. Из спичек выкладывается дорога и железнодорожное полотно.

Ребенок и взрослый рассматривают различные игрушки, изображающие транспорт и выясняют, по чему передвигаются эти машины (по воде, по воздуху, по дороге или по железной дороге). Затем помещают водный транспорт в таз с водой, железнодорожный — на «рельсы», наземный — «на дорогу», воздушный подвешивают на ниточках к люстре или другому предмету.

Все действия необходимо сопровождать речью. Постоянно активизировать речевую активность ребенка вопросами.

3. Динамическая пауза

Самолеты загудели. (Вращение перед грудью

согнутыми в локтях руками.)

Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные

наклоны влево и вправо.)

На полянку тихо сели (Присесть, руки к коленям.)

Да и снова полетели.

4. Дидактическая игра « Где машина?»

По просьбе взрослого ребенок помещает игрушечную машину в коробку, на стул, под кровать и т. п. Взрослый, активизируя речь ребенка, спрашивает: «Где машина?» — отвечает предложением: «Машина под столом» и т. д.

5. Игра «Закончи предложение»

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

6. Составление небольшого рассказа о транспорте по таблице.

7. Итог занятия. Оценка деятельности.

Ребенок вспоминает, что сегодня говорили о транспорте. Вырезает и наклеивает в альбом картинки с изображением транспорта.

Можно наклеить водный, воздушный и наземный транспорт на разные страницы.

На альбомные листы предварительно нанести соответствующий фон — «море», «небо», «дорога».

To Top