Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения
Цель. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.
1. Ход занятия
«Любите ли вы слушать рассказы? – начинает занятие педагог. – А любимые рассказы у вас появились?» (Если необходимо, напоминает о рассказах про пингвинов, загадочных историях, коте-ворюге и др.)
Воспитатель интересуется, не забыли ли дети понравившийся им рассказ «Друг детства», который написал В. Драгунский, и предлагает послушать еще один рассказ автора.
Педагог читает рассказ. Затем дает детям возможность обменяться впечатлениями.
«„Друг детства“ – это рассказ? – спрашивает педагог. – Правомерно ли я назвала этих очень деятельных детишек проказниками? („Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…“) Чему радовалась Аленка? Что она выкрикивала? („Я индейка!“)А ведь индейка – это птица! Не знала девочка, что женщин у индейцев зовут… (индианками). Кстати, где жили индейцы? Нет, не в Индии, там живут индусы, а в Америке.
- Физкультурная минутка «Маляры»
Маляры пришли втроем, (шагают на месте)
Будут красить старый дом: (изображают крышу над головой)
Сверху вниз, наискосок! («красят»)
Аккуратнее, дружок.
Дом готов. (хлопки в ладоши)
Ура! Ура!
Был облезлый, скучный, голый – (руки разводят в стороны)
Стал нарядный и веселый. (изображают крышу над головой)
– В какое время года происходят события, описанные в этом рассказе?
– Почему детям было весело? (Они любят смотреть на то, как работают взрослые. Тем более, что это был ремонт. Интересно все: кучи песка, кирпичи и доски, интересно, как вообще идет ремонт дома).
– С кем подружились ребятишки?
– Что можно сказать об этих взрослых? (Они добрые, любят детей, понимают их любопытство)
– Во что играли дети? Как это «просто так, играли ни во что?»
– Как ребята помогали рабочим?
– Как были одеты девушки – маляры?
– Почему детям их одежда показалась очень красивой? (Одежда маляров была измазана краской, ребята, наверно, представляли, как здорово вот так красить и не бояться испачкать одежду. Здорово быть малярами!)
– На что нравилось смотреть детям?
– Можно ли назвать детей любопытными?
– Если бы вы увидели оставленные рабочими вещи, чтобы вы сделали? Вы знаете, что трогать можно, а что нельзя? (Ответы детей)
– Смешная это история или печальная?
– Этот рассказ веселый, забавный и интересный, но он также и поучительный: все-таки стройка – это не место для игр. Рассказы В. Драгунского учат нас осторожности, осмотрительности в поступках, учат тому, что спор не всегда заканчивается хорошим делом.
– Вы думаете, что случай во дворе стал ребятам уроком? Чему они научились? А вы?
Вспомните, как начинается рассказ «Сверху вниз, наискосок!», выберите нужную картинку. (Предлагается три иллюстрации к рассказу). Какое название можно придумать для этой части?
О чём говорится во второй части? Какое название можно придумать для этой части? Какая иллюстрация соответствует ей?
Чем закончилась история про ребят? Какое название можно дать третьей части рассказа?
- Заключительная часть
Рефлексия.
– Что мы сегодня делали?
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?