Тема: Деревья и кустарники нашего края
Задачи: познакомить с названиями некоторых деревьев и кустарников, составными частями, пользой деревьев; учить сравнивать деревья, описывать их; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить бережно относиться к растениям.
1.Содержание
1. Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем говорить.
Вот деревья и кусты.
Различить их можешь ты?
Есть у дуба толстый ствол,
Листья, ветки, крона.
В кроне спрятано гнездо,
Там сидит ворона.
У кустов же нет стволов,
Много тонких веток.
Под кустами от волков
Ежик спрятал деток.
Мы сегодня будем говорить о деревьях и кустарниках, которые растут в наших лесах.
ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону
КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить. Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.
СТВОЛ – это основа дерева. По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.
2. Ответы на вопросы.
1. Где растут деревья? (На улице, в лесу, в парке, в сквере, в лесу)
2. Что такое лес? (Место, где растет много деревьев?)
3. Чем полезны леса и деревья? (В лесу живут звери и птицы — это их дом. В лесу мы собираем грибы, ягоды и лекарственные травы. Из деревьев строят дома, делают мебель. Печи томим дровами. В нашем крае много лесов. Деревья своими листьями очищают воздух и обогащают его кислородом.)
4. Посмотрите на эти рисунки и назовите деревья. (Клен, дуб, сосна, ель, береза.)
5. Чем отличаются кусты от деревьев? (У деревьев один ствол, а у кустов много тонких стволов.)
6. Чем похожи деревья и кусты? Из каких частей состоят деревья и кусты? (Корень, ствол, ветви, ветки, листья, цветы, семена, почки.)
7. Чем отличается ель и сосна от других деревьев? (У них вместо листьев хвоя.)
Весной из почек распускаются зеленые листочки цветы, Осенью на месте цветов созревают семена. Семена падают на землю. А весной из семян вырастают молодые деревья и кусты. А еще семенами осенью и зимой питаются лесные звери и птицы.
3. Игра «Угадай по описанию». Работа по картинам.
Сосна
У нее длинный, прямой, крепкий, светло-коричневый ствол. Вместо листьев на веточках зеленая, мягкая длинная хвоя. Осенью хвоя не опадает. Семена созревают в шишках.
— Назовите это дерево!
Ель
Это дерево высокое, стройное. Ствол темно-коричневый, прямой, смолистый. На ветках короткие и колючие хвоинки. Семена созревают в шишках.
— Какое это дерево?
Сосна и ель — хвойные деревья. Повторите!
Дуб
Он могучий, большой. У него толстый, крепкий, темно-коричневый ствол. Листья резные, округленные, осенью становятся коричневыми. Семена – желуди.
— Назовите это дерево!
Береза
У нее ствол белый с черными пятнами. Осенью листья желтеют и опадают. Семена у созревают в сережках.
— Какое это дерево?
Клен
Это большое дерево. У него коричневый ствол. Листья крупные, с пятью концами, которые осенью краснеют. Семена находятся в крылатках.
— Что за дерево?
Рябина
Это небольшой куст с мелкими листьями, на котором осенью созревают кислые, мелкие, круглые, красные плоды. Плоды эти полезные. Их очень любят птицы.
— Этот куст… рябина.
Орешник
Этот куст с крупными листьями. На нем созревают твердые, круглые плоды, которые собирают люди и белки.
— Назовите его.
4. Физкультминутка
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
Руки мы в стороны плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки мы сложим назад.
5. Игра «Один-много»
Клен – клены, дуб – дубы, сосна – сосны, осина — осины, береза – березы, рябина –рябины, орешник – орешники, ель- ели, корень- корни, ствол- стволы, ветка- ветки, лист – листья, шишка –шишки.
6.Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»
В коробочках лежат листья и плоды деревьев. Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево, называя (лист с березы – березовый, лист с рябины – рябиновый, лист с клёна — кленовый, лист с дуба- дубовый, лист с осины- осиновый, лист с липы- липовый).
— Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? (Ответы детей)
(выставка предметов из дерева: карандаши, книга, ложка деревянная, матрёшка, пирамидка, тарелка, кубики…)
Деревья приносят большую пользу:
• их свежая зелень украшает города и селения;
• от деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;
• они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;
• деревья дают древесину;
• они служат топливом;
• из дерева делают мебель, бумагу;
• плодами деревьев питаются люди, животные, птицы;
• деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.
Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях)
-А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев? (Ответы детей)
• не вырубать, не ломать деревья;
• не разжигать в лесу костры;
• не бросать в лесу мусор: банки, бутылки, пустые пакеты;
• поливать плодовые деревья, обкапывать их;
— Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев?